01/08/2024
Трехмерная графика сегодня покоряет все направления деятельности. Ее повсеместное распространение показывает: 3D-моделирование с каждым днем становится все более полезным и значимым. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли современным школьникам изучать этот предмет, и если да, то чем он может быть полезен.
Для начала предлагаем разобраться – что такое 3D-моделирование и как оно работает.
3D-моделирование – это процесс, который позволяет с помощью специализированного оборудования и программного обеспечения (программы для 3D-моделирования) создать физический объект. При этом соответствующее изображение формируется не в двух, а в трех измерениях: высоте, ширине и глубине.
Когда эскиз трехмерной модели готов, его можно распечатать на 3D-принтере. Для печати используется специальный материал: пластиковая нить, керамический порошок или смола. Принтер постепенно наносит его послойно по заготовленной схеме, и в результате появляется готовое изделие.
С 1 сентября 2024 года 3D-моделирование будет внедрено в школьную программу (его будут изучать на уроках технологии), а 3D-принтеры станут очень широко распространены.
Возникает логичный вопрос: а точно ли эта технология действительно пригодится ребенку в будущем. Если все же нет, зачем тогда тратить на нее учебные часы?
На это есть ряд причин:
Расскажем более подробно о том, где и как сегодня используется 3D-моделирование.
Без 3D-моделирования не обойтись в самых разных сферах:
Изучение 3D-моделирования – это серьезный процесс, требующий постоянной практики. Важно регулярно выделять время на учебу, задавать вопросы, чтобы не терять мотивацию. Важно применять полученные знания на своих собственных моделях.
Необходимо понимать, как скрывать и открывать различные меню, где находятся инструменты и модификаторы. Это сэкономит время на поиск нужных функций и поможет быстрее освоиться в программе.
Можно начать с низкополигонального (lowpoly) моделирования. Это упрощенные, менее детализированные объекты, на которых проще научиться работать с интерфейсом и основными инструментами программы.
Далее стоит научиться создавать и редактировать различные объекты (кубы, сферы, цилиндры); перемещать, поворачивать и масштабировать объекты на сцене.
Для детализированных текстур нужно генерировать UV-развертку. Это процесс «разрезания» объекта на части и перевода их в 2D-пространство, чтобы программа могла правильно наносить текстуры. Запекание позволяет перенести детали с высокополигональной модели на низкополигональную с помощью текстурных карт, что упрощает модель, сохраняя ее внешний вид.
Для красивой подачи модели разберитесь в установке света и настройке камеры. Изучите, как двигать камеру, менять параметры кадра, а также как правильно выставлять композицию и динамику.
Если вы хотите анимировать модель, изучите риггинг. Это процесс создания скелета из суставов и костей, а также распределения веса модели. Важно понимать анатомию и логику движения персонажей или объектов.
Заключительный этап – настройка рендера и экспорт модели. Важно хотя бы ознакомиться с разными движками для рендеринга, их преимуществами и недостатками, временем, которые они затрачивают на рендер, и т.д.
Эти шаги помогут построить структурированный план обучения 3D-моделированию и эффективно освоить необходимые навыки.
Чаще всего 3D-моделирование преподается в школах с использованием программы КОМПАС 3D.
Она позволяет проектировать изделия любого размера – от микросхемы до микрорайона. Программу можно использовать не только в 3D-моделировании, она пригодится также в черчении, технологии, информатике и даже ИЗО.
А спроектированные в ней модели можно превратить в настоящие, до которых можно будет дотронуться. Это делается с помощью 3D-принтера.
Они существуют разных конфигураций, однако школам не обязательно дорогое и сложное оборудование, весь его функционал просто не будет использован. К тому же, бывают 3D-принтеры, созданные специально для образовательных целей.
Например, 3D принтер Designer Classic базовый отлично подходит для знакомства с технологией 3D-печати. Он изготовлен из алюминия, но композитная рама обеспечивает прочность, он не пострадает при транспортировке. Встроенная система профилей материалов позволяет контролировать поверхность печати, температуру пластика и время слоя. Само устройство весит всего лишь 14 кг. Для 3D-печати используются материалы PLA, PVA, ABS, PETG, TPE, SBS и др.
Программы для школьников и для профессионалов тоже отличаются друг от друга по сложности и функционалу. Так, для детей существует учебный набор «Компас-3D V22. 3D-моделирование для 3D-печати».
Этот набор помогает студентам научиться создавать 3D-модели с помощью КОМПАС-3D и затем распечатывать их на принтерах.
Особенность набора – наличие учебника в формате pdf, где для каждого урока есть трехмерные модели в форматах m3d и a3d (форматы КОМПАС-3D) и STL (формат для 3D-печати).
Учебные заведения могут приобрести этот комплект на выгодных условиях.
Помимо принтеров существуют приборы, не использующие для печати сложные чертежи. Они позволяют работать буквально от руки. Речь идет о 3D-ручках.
3D-ручки – еще более доступный способ познакомить ребенка с основами 3D-моделирования. Вместо стержня с чернилами у таких ручек пластиковое наполнение, которое можно менять в процессе творчества. Рисовать можно прямо в воздухе, создавая при этом трехмерные объекты.
Как правило, у 3D-ручек есть три скорости, с которыми вытекает жидкий пластик. Низкая скорость подходит для маленьких детей и новичков, средняя – наиболее удобный вариант для тех, кто уже набил руку, а высокая подходит для закрашивания крупных деталей.
Итак, мы выяснили, что 3D-моделирование открывает двери в мир современных технологий и профессий. Навык создания 3D-моделей востребован в архитектуре, дизайне, анимации, медицине и многих других областях.
Школьники, которые овладеют этим умением, получат значительное преимущество в будущем, так как смогут применять свои знания в реальных проектах и исследованиях. К тому же, 3D-моделирование развивает и пассивные навыки ребенка, которые, вполне вероятно, сделают его дальнейшую жизнь проще и интереснее.