Выберите свой город

8 (812) 213-10-10 (бесплатно по России)

Будущее уже наступило: как ИИ используется в школах

07/11/2024

Искусственный интеллект (ИИ) активно проникает в различные сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Внедрение ИИ в школьную среду открывает новые возможности для учащихся, учителей и административного персонала. Рассмотрим основные подходы к использованию ИИ в школе.

ИИ в школе: польза для учеников

Сейчас даже государство рекомендует использовать ИИ в школе: примеры его применения показывают, как современные технологии могут облегчить учебу каждому ученику.

  1. Персонализация обучения

    ИИ позволяет создавать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Системы ИИ могут анализировать успехи и затруднения учащегося, предлагая дополнительные материалы и разъяснения по сложным темам. Это помогает глубже понять новый материал и ускоряет процесс обучения. ИИ-тьюторы становятся персональными помощниками, готовыми «разжевать» информацию в удобном формате.

  2. Обратная связь и интерактивная учебная среда

    Интерактивные платформы на базе ИИ обеспечивают мгновенную обратную связь, мотивируя учащихся к дальнейшему обучению. Они позволяют регулярно проверять усвоение знаний, проводить тесты и получать рекомендации по улучшению результатов.

  3. STEM-образование

    ИИ активно внедряется в преподавание предметов естественно-научного цикла: математики, информатики, робототехники. Ученики участвуют в учебных проектах, а ИИ помогает моделировать реальные задачи, развивая навыки критического мышления и творчества.

  4. Помощь с профориентацией

    С помощью ИИ-тестов подростки могут лучше разобраться в своих интересах и способностях. Системы анализируют ответы и предлагают рекомендации по выбору будущей профессии, учитывая современные тенденции на рынке труда.

Как ИИ в школе помогает учителям

Искусственный интеллект может облегчить работу учителей и сделать учебный процесс более продуктивным. Мы рассмотрим, как ИИ помогает педагогам проектировать учебные материалы, генерировать контент, объективно оценивать работы и развивать навыки взаимодействия с учениками.

  1. Проектирование учебного процесса

    ИИ помогает учителям в составлении планов уроков, рабочих программ и образовательных материалов. Он выступает как генератор идей, предлагая новые подходы к объяснению сложных тем и адаптируя методики под уровень конкретного класса.

  2. Генерация контента

    Учителя могут использовать ИИ для создания видеороликов, изображений и текстовых материалов, что разнообразит формы подачи информации и делает уроки более увлекательными.

  3. Оценка работ и антиплагиат

    ИИ-системы значительно сокращают время на проверку работ, автоматически оценивая задания и выявляя случаи плагиата. Некоторые платные решения способны даже анализировать рукописные тексты, повышая объективность оценки.

  4. Развитие коммуникации и мягких навыков

    Мягкие навыки – это личные качества и умения, например, коммуникация, управление временем, командная работа и адаптивность. Они помогают эффективно взаимодействовать с людьми и решать задачи. Учителя могут тренировать их с помощью ИИ, получая обратную связь и рекомендации по улучшению взаимодействия с учениками.

  5. Проектная деятельность

    ИИ предоставляет большую творческую свободу в организации проектной работы, позволяя разрабатывать инновационные задания и поощрять учеников к самостоятельному исследованию.

ИИ как инструмент государственной образовательной системы

Государственные инициативы по внедрению ИИ в образовательную систему направлены на улучшение управления учебными процессами, объективное оценивание, эффективное распределение кадров и автоматизацию документации.

  1. Управление процессом обучения

    ИИ может использоваться для сбора и анализа данных об учебном процессе: успеваемости, посещаемости, эффективности методик. Такие системы помогают составлять оптимальные расписания и распределять ресурсы. Директора, администраторы и муниципальные координаторы могут использовать сервисы на базе ИИ для принятия обоснованных решений, даже не зная подробностей работы технологий «под капотом».

  2. Прозрачность оценивания

    С помощью аналитических инструментов ИИ можно отслеживать средние оценки по различным параметрам, делая процесс оценивания более прозрачным и объективным. Это способствует повышению качества образования и справедливости в оценке знаний.

  3. Кадровая политика

    ИИ облегчает подбор персонала, анализируя резюме и соответствие кандидатов требованиям школы. Кроме того, системы могут мониторить проведение уроков и действия на компьютерах учителей, помогая выявлять потребности в дополнительном обучении или корректировке методик.

  4. Работа с документами

    ИИ может автоматизировать рутинные задачи по работе с документацией: проверять правильность заполнения, автоматически заполнять формы, дополнять их необходимыми данными. Это упрощает административную работу и позволяет сосредоточиться на более важных задачах.

Итак, мы приходим к выводу что, внедрение искусственного интеллекта в школы открывает широкие перспективы для повышения эффективности образования. ИИ способствует персонализации обучения, облегчает работу учителей и улучшает управление образовательными учреждениями. Использование этих технологий помогает готовить учащихся к жизни в современном мире, развивая необходимые навыки и компетенции. Однако важно помнить о необходимости разумного и этичного применения ИИ, учитывая его влияние на образовательный процесс и личность каждого участника.

Подходы к использованию искусственного интеллекта в школах разных стран

Искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в систему образования по всему миру. Разные страны применяют собственные стратегии и технологии для интеграции ИИ в учебный процесс. Рассмотрим, как ИИ используется в образовании в Китае, США, Канаде, Евросоюзе и России.

Китай

В Китае ИИ становится неотъемлемой частью образовательной политики. Хотя такие международные сервисы, как ChatGPT, заблокированы, в стране активно развиваются местные аналоги. Государство запустило программы по внедрению ИИ в образование, особенно в начальных и средних классах. Пилотные проекты реализуются в провинциях Гуандун, Хайнань, Сычуань, Цинхай и других. Ученики занимаются по интерактивным материалам, а их действия фиксируются и анализируются с помощью ИИ для индивидуализации обучения.

Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах предотвращает возможность нечестного выполнения заданий и сохраняет объективность оценивания.

США

В Соединенных Штатах ИИ широко применяется в образовании. Согласно исследованию Impact Research, в 2024 году количество учителей, использующих ИИ-технологии, увеличилось с 55% до 79%. Среди учеников классов K-12 (от детского сада до 12 класса) этот показатель вырос с 37% до 75%.

Особенности:

  • Первое место в рейтинге стран, готовых к внедрению ИИ. По данным Oxford Insights, США лидируют в готовности интегрировать ИИ в различные сферы жизни.
  • Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах.

Канада

В Канаде подход к использованию ИИ в образовании более гибкий. Применение ИИ для выполнения учебных работ не запрещено, но учащиеся должны предоставлять доказательства самостоятельной работы: черновики, наброски, рассуждения и промежуточные результаты.

Особенности:

  • Пилотные проекты в школах Оттавы. В 2024–2025 учебном году в католических школах Оттавы запущен пилотный проект по использованию ИИ для решения математических задач, составления конспектов и эссе. Учителя также могут применять ИИ для проверки домашних заданий.
  • Создание комфортной среды. ИИ способствует улучшению коммуникации между учителями и учениками, делая процесс обучения более интерактивным.
  • Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах.

Евросоюз

В странах Евросоюза использование ИИ в образовании регулируется на уровне конкретных учебных заведений. Каждая школа или университет самостоятельно решает, как и в каком объеме применять ИИ-технологии.

Особенности:

  • Инцидент с блокировкой ChatGPT в Италии. В 2023 году сервис был временно заблокирован из-за утечки данных, но позже доступ восстановили с усиленными мерами безопасности.
  • Закон об искусственном интеллекте. Из-за утечки в Италии в 2024 году Евросоюз принял закон, регулирующий использование ИИ в образовании и других сферах. Он направлен на защиту персональных данных и предотвращение возможных рисков.
  • Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах.

Россия

В России ИИ также находит свое применение в образовании, хотя доступ к некоторым международным сервисам ограничен. Однако в стране активно развиваются собственные аналоги и технологии.

Особенности:

  • Местные аналоги ИИ-сервисов. Разработаны и используются отечественные решения, которые не уступают зарубежным аналогам.
  • Государственные программы по внедрению ИИ. Создан Национальный портал искусственного интеллекта, запущены образовательные программы для взрослых и детей по работе с ИИ. Некоторые сервисы позволяют использовать нейросеть для школы бесплатно.
  • Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах.

ИИ-продукты в России

В РФ активно развиваются различные ИИ-сервисы, предназначенные для образования и других сфер. Они предлагают широкий спектр возможностей: от генерации текста и изображений до виртуальных ассистентов и аналитических платформ.

Генерация текста, изображений и речи

  1. Сбербанк

    • GigaChat: российский аналог ChatGPT, способный поддерживать диалог, отвечать на вопросы и генерировать тексты на русском языке.
    • Fusion Brain: мультимодальная нейросеть, объединяющая обработку текста и изображений, позволяющая создавать разнообразный контент.
    • Kandinsky: нейросеть для генерации изображений по текстовому описанию, названная в честь художника Василия Кандинского.

    Цифровые технологии

  2. Яндекс

    • YandexGPT: модель для генерации текстов и ответов на вопросы на русском языке, интегрированная в сервисы Яндекса.
    • Шедеврум: платформа для создания изображений с помощью ИИ по заданному описанию, позволяющая пользователям генерировать уникальные картинки.

Виртуальные ассистенты, ИИ-тьюторы и нейроперсонажи

  1. Сбербанк

    • Джой (Joy): англоязычный виртуальный ассистент, помогающий пользователям в изучении английского языка через диалоги и упражнения.
    • Истра: разработана СберУниверситетом для помощи взрослым в освоении новых навыков и профессиональном развитии.
  2. Тинькофф Банк

    • Нейроперсонажи для школьников: интерактивные персонажи с разными характерами – учителя и ученики, которые помогают в обучении и делают процесс более интересным.
  3. SkyEng

    • Кеша: виртуальный ассистент для изучения английского языка, помогающий с диалогами, произношением и грамматикой. Он адаптируется под уровень знаний ученика и предоставляет персонализированные задания.

Рекомендательные сервисы на образовательных платформах

  • Учи.ру: онлайн-платформа для школьников, которая предлагает интерактивные задания по разным предметам. Система использует искусственный интеллект, чтобы анализировать успехи каждого ученика и предлагать персонализированные задания, которые соответствуют его уровню знаний и интересам. Учи.ру также предлагает игровые элементы, чтобы сделать обучение более увлекательным.
  • ЯКласс: образовательная платформа с обширной базой учебных материалов и тестов по школьным предметам. Искусственный интеллект помогает автоматически адаптировать задания под способности ученика, предлагая сложные задачи для продвинутых учеников или более простые варианты для тех, кто нуждается в повторении. ЯКласс также помогает преподавателям следить за успеваемостью.
  • SberClass: образовательная экосистема, разработанная Сбером, которая предлагает учебные материалы, онлайн-уроки и адаптивные задания. Искусственный интеллект в SberClass помогает учителям и ученикам, анализируя учебные данные и создавая индивидуальные рекомендации по обучению. Это позволяет каждому школьнику учиться в удобном для него темпе.
  • МЭШ (Московская электронная школа): образовательный проект для школ Москвы, предоставляющий доступ к цифровым учебным материалам, библиотеке уроков и тестам. МЭШ также использует искусственный интеллект для создания персонализированных рекомендаций по материалам, адаптированным под успехи каждого ученика, помогая улучшить результаты и интерес к обучению.

Сервисы для анализа информации

  • Яндекс, Цифрум, 01Математика предлагают инструменты для оценки качества текста, краткого содержания, проверки структуры и поиска ошибок.
  • Антиплагиат: сервисы для проверки уникальности работ, что особенно важно при оценке самостоятельности выполнения заданий.

Аналитические сервисы и прокторинг

  • Системы, которые помогают образовательным учреждениям анализировать успеваемость, посещаемость и другие метрики.
  • Прокторинг: технологии для дистанционного контроля за проведением экзаменов, обеспечивающие честность и прозрачность процесса.

Что пока работает неидеально

  • Сервисы для генерации видео: технология находится в стадии развития, и качество генерируемых видео пока не соответствует высоким стандартам.
  • Сервисы для генерации музыки: аналогично, генерация музыки с помощью ИИ еще требует доработки для создания качественного и оригинального контента.

Использование ИИ в образовании открывает новые горизонты для обучения и преподавания. В разных странах к этому подходят по-своему, но общая тенденция очевидна: ИИ становится важным инструментом для персонализации обучения, повышения эффективности преподавания и управления образовательными процессами. В России развитие собственных ИИ-продуктов позволяет не только сократить зависимость от зарубежных технологий, но и создать решения, максимально адаптированные под национальные особенности и потребности пользователей.

Сценарии использования ИИ учителем

В современном образовательном процессе искусственный интеллект (ИИ) становится незаменимым инструментом для педагогов. Успешное внедрение нейроинструментов основано на формуле:

Экспертиза педагога + Подход к использованию ИИ + Выбор ИИ-инструментов

Давайте рассмотрим, как учителя могут использовать ИИ в различных сценариях, чтобы повысить эффективность обучения и вовлеченность учеников.

1. Проектирование учебного процесса

Подходы:

  • Генерация больших идей и интересов: использование ИИ для мозгового штурма, поиска новых подходов к теме.
  • Поиск информации и проведение исследований: ИИ помогает быстро находить актуальные данные и материалы.
  • Планирование обучения и занятий: составление плана урока с учетом стандартов образования.
  • Формулирование ключевых вопросов и создание учебных занятий: разработка содержательных вопросов для обсуждения.
  • Выбор формата и образовательных технологий: подбор наиболее эффективных методов обучения.

Пример задачи: Формирование пространственного мышления у учащихся.

Сценарий: учитель геометрии использует ИИ для проектирования урока по стереометрии.

Выбор инструмента: сервисы для генерации текста, изображений и речи (например, ChatGPT, Midjourney).

Реализация:

  • Составление плана урока:
  • Промпт: «Составь план урока для 10 класса по геометрии. Тема: Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия. План должен соответствовать ФГОС. Добавь практические примеры использования аксиом. Придумай интересные вопросы для домашнего задания по теме урока»

    Ответ: ИИ предоставляет структурированный план урока с целями, задачами, методами и материалами. Включает практические примеры, такие как строительство зданий или дизайн мебели.

  • Использование нестандартного подхода:
  • Промпт: «Расскажи про изобретения, на которые ученых вдохновила японская техника киригами.»

    Ответ: ИИ предоставляет информацию о том, как принципы киригами используются в инженерии, медицине и космической технике, что может быть интегрировано в урок для повышения интереса учеников.

2. Генерация контента

Подход: Генерация контента с помощью ИИ для обогащения учебного материала.

Выбор инструмента: сервисы для генерации текста, изображений и речи (например, DALL·E, Stable Diffusion).

Варианты генерации контента:

  • Создание текстов: генерация статей, эссе, объяснений.
  • Генерация изображений и видео: создание визуальных материалов по заданному описанию.
  • Синтез речи: превращение текста в аудио, создание озвучек.
  • Составление шаблонов: разработка структур для заданий или проектов.

Пример 1

Предмет: ИЗО, 9 класс.

Тема: Стили и направления в различных видах искусства.

Реализация:

  • Домашнее задание: предложить ученикам анимировать выбранные произведения живописи различных стилей с помощью ИИ-сервисов.
  • Цель: проанализировать, какие стилистические черты ИИ сохранил, и обсудить причины. Это способствует развитию критического мышления и повышает вовлеченность.

Пример 2

Предмет: Литература, 11 класс.

Тема: Футуризм в русской литературе начала XX века.

Реализация:

  • Домашнее задание: создать видео-визитку поэта-футуриста с использованием ИИ-инструментов. Потом с помощью нейросетей написать стихотворение в стиле футуризма о сложностях старшеклассников. Назвать литературные приемы, использованные в стихотворении.
  • Цель: погружение в художественный стиль, развитие творческих способностей, понимание литературных техник.

3. Проектная деятельность

Задача: Развитие навыков поиска, обработки и синтеза информации, оценка результатов и формирование выводов.

Подход: Использование ИИ в проектной деятельности для выполнения исследований и презентаций.

Выбор инструментов зависит от темы проекта (например, аналитические ИИ-сервисы, генераторы контента).

Пример 1

Предмет: История, 5 класс.

Тема: Древняя Греция. Троянская война.

Реализация:

  • Задание для учеников: Обсудить, как ИИ помогает в исследованиях Древнего мира, и предложить свои идеи по его применению.
  • Цель: Развитие исследовательских навыков, понимание роли технологий в науке.

Например, в 2023 году студенты из Германии, Швейцарии и США с помощью ИИ расшифровали папирус из Геркуланума возрастом более 2000 лет.

Пример 2

Предмет: Биология, 7 класс.

Тема: Царство Грибы.

Реализация:

  • Темы проектов: «Грибы – животные или растения?», «Стереотипы о грибах в массовой культуре»
  • Задание: провести исследование с использованием ИИ, представить результаты в виде презентации.
  • Цель: формирование навыков критического мышления, умение работать с информацией.

Например, ученые Корнельского университета интегрировали грибницу вешенки с электроникой для управления роботизированными ногами.