07/11/2024
Искусственный интеллект (ИИ) активно проникает в различные сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Внедрение ИИ в школьную среду открывает новые возможности для учащихся, учителей и административного персонала. Рассмотрим основные подходы к использованию ИИ в школе.
Сейчас даже государство рекомендует использовать ИИ в школе: примеры его применения показывают, как современные технологии могут облегчить учебу каждому ученику.
ИИ позволяет создавать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Системы ИИ могут анализировать успехи и затруднения учащегося, предлагая дополнительные материалы и разъяснения по сложным темам. Это помогает глубже понять новый материал и ускоряет процесс обучения. ИИ-тьюторы становятся персональными помощниками, готовыми «разжевать» информацию в удобном формате.
Интерактивные платформы на базе ИИ обеспечивают мгновенную обратную связь, мотивируя учащихся к дальнейшему обучению. Они позволяют регулярно проверять усвоение знаний, проводить тесты и получать рекомендации по улучшению результатов.
ИИ активно внедряется в преподавание предметов естественно-научного цикла: математики, информатики, робототехники. Ученики участвуют в учебных проектах, а ИИ помогает моделировать реальные задачи, развивая навыки критического мышления и творчества.
С помощью ИИ-тестов подростки могут лучше разобраться в своих интересах и способностях. Системы анализируют ответы и предлагают рекомендации по выбору будущей профессии, учитывая современные тенденции на рынке труда.
Искусственный интеллект может облегчить работу учителей и сделать учебный процесс более продуктивным. Мы рассмотрим, как ИИ помогает педагогам проектировать учебные материалы, генерировать контент, объективно оценивать работы и развивать навыки взаимодействия с учениками.
ИИ помогает учителям в составлении планов уроков, рабочих программ и образовательных материалов. Он выступает как генератор идей, предлагая новые подходы к объяснению сложных тем и адаптируя методики под уровень конкретного класса.
Учителя могут использовать ИИ для создания видеороликов, изображений и текстовых материалов, что разнообразит формы подачи информации и делает уроки более увлекательными.
ИИ-системы значительно сокращают время на проверку работ, автоматически оценивая задания и выявляя случаи плагиата. Некоторые платные решения способны даже анализировать рукописные тексты, повышая объективность оценки.
Мягкие навыки – это личные качества и умения, например, коммуникация, управление временем, командная работа и адаптивность. Они помогают эффективно взаимодействовать с людьми и решать задачи. Учителя могут тренировать их с помощью ИИ, получая обратную связь и рекомендации по улучшению взаимодействия с учениками.
ИИ предоставляет большую творческую свободу в организации проектной работы, позволяя разрабатывать инновационные задания и поощрять учеников к самостоятельному исследованию.
Государственные инициативы по внедрению ИИ в образовательную систему направлены на улучшение управления учебными процессами, объективное оценивание, эффективное распределение кадров и автоматизацию документации.
ИИ может использоваться для сбора и анализа данных об учебном процессе: успеваемости, посещаемости, эффективности методик. Такие системы помогают составлять оптимальные расписания и распределять ресурсы. Директора, администраторы и муниципальные координаторы могут использовать сервисы на базе ИИ для принятия обоснованных решений, даже не зная подробностей работы технологий «под капотом».
С помощью аналитических инструментов ИИ можно отслеживать средние оценки по различным параметрам, делая процесс оценивания более прозрачным и объективным. Это способствует повышению качества образования и справедливости в оценке знаний.
ИИ облегчает подбор персонала, анализируя резюме и соответствие кандидатов требованиям школы. Кроме того, системы могут мониторить проведение уроков и действия на компьютерах учителей, помогая выявлять потребности в дополнительном обучении или корректировке методик.
ИИ может автоматизировать рутинные задачи по работе с документацией: проверять правильность заполнения, автоматически заполнять формы, дополнять их необходимыми данными. Это упрощает административную работу и позволяет сосредоточиться на более важных задачах.
Итак, мы приходим к выводу что, внедрение искусственного интеллекта в школы открывает широкие перспективы для повышения эффективности образования. ИИ способствует персонализации обучения, облегчает работу учителей и улучшает управление образовательными учреждениями. Использование этих технологий помогает готовить учащихся к жизни в современном мире, развивая необходимые навыки и компетенции. Однако важно помнить о необходимости разумного и этичного применения ИИ, учитывая его влияние на образовательный процесс и личность каждого участника.
Искусственный интеллект (ИИ) активно внедряется в систему образования по всему миру. Разные страны применяют собственные стратегии и технологии для интеграции ИИ в учебный процесс. Рассмотрим, как ИИ используется в образовании в Китае, США, Канаде, Евросоюзе и России.
Китай
В Китае ИИ становится неотъемлемой частью образовательной политики. Хотя такие международные сервисы, как ChatGPT, заблокированы, в стране активно развиваются местные аналоги. Государство запустило программы по внедрению ИИ в образование, особенно в начальных и средних классах. Пилотные проекты реализуются в провинциях Гуандун, Хайнань, Сычуань, Цинхай и других. Ученики занимаются по интерактивным материалам, а их действия фиксируются и анализируются с помощью ИИ для индивидуализации обучения.
Запрет на использование ИИ на экзаменах и контрольных работах предотвращает возможность нечестного выполнения заданий и сохраняет объективность оценивания.
США
В Соединенных Штатах ИИ широко применяется в образовании. Согласно исследованию Impact Research, в 2024 году количество учителей, использующих ИИ-технологии, увеличилось с 55% до 79%. Среди учеников классов K-12 (от детского сада до 12 класса) этот показатель вырос с 37% до 75%.
Особенности:
Канада
В Канаде подход к использованию ИИ в образовании более гибкий. Применение ИИ для выполнения учебных работ не запрещено, но учащиеся должны предоставлять доказательства самостоятельной работы: черновики, наброски, рассуждения и промежуточные результаты.
Особенности:
Евросоюз
В странах Евросоюза использование ИИ в образовании регулируется на уровне конкретных учебных заведений. Каждая школа или университет самостоятельно решает, как и в каком объеме применять ИИ-технологии.
Особенности:
Россия
В России ИИ также находит свое применение в образовании, хотя доступ к некоторым международным сервисам ограничен. Однако в стране активно развиваются собственные аналоги и технологии.
Особенности:
В РФ активно развиваются различные ИИ-сервисы, предназначенные для образования и других сфер. Они предлагают широкий спектр возможностей: от генерации текста и изображений до виртуальных ассистентов и аналитических платформ.
Генерация текста, изображений и речи
Сбербанк
Яндекс
Виртуальные ассистенты, ИИ-тьюторы и нейроперсонажи
Сбербанк
Тинькофф Банк
SkyEng
Рекомендательные сервисы на образовательных платформах
Сервисы для анализа информации
Аналитические сервисы и прокторинг
Что пока работает неидеально
Использование ИИ в образовании открывает новые горизонты для обучения и преподавания. В разных странах к этому подходят по-своему, но общая тенденция очевидна: ИИ становится важным инструментом для персонализации обучения, повышения эффективности преподавания и управления образовательными процессами. В России развитие собственных ИИ-продуктов позволяет не только сократить зависимость от зарубежных технологий, но и создать решения, максимально адаптированные под национальные особенности и потребности пользователей.
В современном образовательном процессе искусственный интеллект (ИИ) становится незаменимым инструментом для педагогов. Успешное внедрение нейроинструментов основано на формуле:
Экспертиза педагога + Подход к использованию ИИ + Выбор ИИ-инструментов
Давайте рассмотрим, как учителя могут использовать ИИ в различных сценариях, чтобы повысить эффективность обучения и вовлеченность учеников.
1. Проектирование учебного процесса
Подходы:
Пример задачи: Формирование пространственного мышления у учащихся.
Сценарий: учитель геометрии использует ИИ для проектирования урока по стереометрии.
Выбор инструмента: сервисы для генерации текста, изображений и речи (например, ChatGPT, Midjourney).
Реализация:
Промпт: «Составь план урока для 10 класса по геометрии. Тема: Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия. План должен соответствовать ФГОС. Добавь практические примеры использования аксиом. Придумай интересные вопросы для домашнего задания по теме урока»
Ответ: ИИ предоставляет структурированный план урока с целями, задачами, методами и материалами. Включает практические примеры, такие как строительство зданий или дизайн мебели.
Промпт: «Расскажи про изобретения, на которые ученых вдохновила японская техника киригами.»
Ответ: ИИ предоставляет информацию о том, как принципы киригами используются в инженерии, медицине и космической технике, что может быть интегрировано в урок для повышения интереса учеников.
2. Генерация контента
Подход: Генерация контента с помощью ИИ для обогащения учебного материала.
Выбор инструмента: сервисы для генерации текста, изображений и речи (например, DALL·E, Stable Diffusion).
Варианты генерации контента:
Пример 1
Предмет: ИЗО, 9 класс.
Тема: Стили и направления в различных видах искусства.
Реализация:
Пример 2
Предмет: Литература, 11 класс.
Тема: Футуризм в русской литературе начала XX века.
Реализация:
3. Проектная деятельность
Задача: Развитие навыков поиска, обработки и синтеза информации, оценка результатов и формирование выводов.
Подход: Использование ИИ в проектной деятельности для выполнения исследований и презентаций.
Выбор инструментов зависит от темы проекта (например, аналитические ИИ-сервисы, генераторы контента).
Пример 1
Предмет: История, 5 класс.
Тема: Древняя Греция. Троянская война.
Реализация:
Например, в 2023 году студенты из Германии, Швейцарии и США с помощью ИИ расшифровали папирус из Геркуланума возрастом более 2000 лет.
Пример 2
Предмет: Биология, 7 класс.
Тема: Царство Грибы.
Реализация:
Например, ученые Корнельского университета интегрировали грибницу вешенки с электроникой для управления роботизированными ногами.