20/06/2016
Сегодня как сторонники, так и противники активного использования современных технологий в образовании приводят самые различные доводы, чтобы убедить оппонентов. На одном полюсе — убежденность, что современные технические средства школам ничего, по большому счету, не дают, а стоят очень дорого. На другом — искренняя вера в то, что именно технологии смогут принципиально изменить образование. Давайте рассмотрим некоторые аргументы обеих сторон.
Аргумент 1
Использование планшетов вредит здоровью
Суть проблемы скорее не в том, что использование планшетов по определению вредит здоровью, а в том, возможно ли так организовать работу с планшетами, чтобы это не сказалось на самочувствии детей. И ответ на этот вопрос есть.
02 января 2016 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
В связи с тем, что современные электронные средства обучения (такие как компьютеры и планшеты) стали гораздо безопаснее, разрешено значительно увеличить продолжительность их непрерывного использования на уроках. Теперь учащиеся 1–2‑х классов могут пользоваться такими устройствами на уроке до 20 минут, 3–4‑х классов — до 25 минут, 5–6‑х классов — до 30 минут, 7–11‑х классов — до 35 минут.
Аргумент 2
У детей в начальной школе из-за использования планшетов и компьютеров не развивается мелкая моторика
Люди, приводящие этот аргумент, изначально исходят из того, что само наличие планшетов в школе предполагает непрерывное их применение на всех уроках с утра до вечера, что по определению невозможно. Использование этих устройств регламентируется прежде всего СанПиНами, о чем мы говорили выше, и здравым смыслом педагогов, которые определяют способы и инструменты для достижения учениками учебных целей. К тому же, современные дидактические требования к организации урока предполагают обязательную смену видов деятельности. В этом случае работа с планшетами становится просто одним из элементов занятия, который может естественным образом сочетаться с рисованием, аппликацией, лепкой — например, вылепленные персонажи сказки могут стать героями мультфильма, сделанного на планшете.
Аргумент 3
Планшеты только отвлекают учеников от работы
Конечно, планшет может стать очень сильным отвлекающим фактором, особенно когда он впервые попадает в руки ребенка. Но таким же фактором может стать «Морской бой», «Крестики-нолики», сосед по парте или шум за окном. Если ученику не интересно на занятии, если учитель не смог его вовлечь в процесс, планшет будет только отвлекать. Но отсутствие планшета в этой ситуации не спасет урок. В то же время наличие такого инструмента может помочь организовать процесс обучения по-другому, замотивировать ученика.
Аргумент 4
Использование планшетов в классе неизбежно ведет к улучшению академических результатов
Современные планшеты — удивительные инструменты с замечательным функционалом, с огромным количеством образовательных приложений, доступных для загрузки. Все это позволяет очень многое поменять в организации и проведении занятий. Но, тем не менее, это все-таки инструмент, и сам по себе он навряд ли может перестроить учебный процесс. Так же, как и раньше, очень многое зависит от учителя, от его квалификации, умения грамотно планировать, принимая во внимание имеющиеся в распоряжении средства, ресурсы и методики.
Более того, в ситуации, когда педагоги работают «по-старому», когда кроме фронтальной работы на уроке ничего нет, а учитель не пытается организовать самостоятельную деятельность учащихся и помочь им научиться конструировать собственные знания, планшеты попросту неуместны, и попытка использовать их ни к чему не приведет.
Современный планшет — это инструмент для реализации принципов новой педагогики, которая, в частности, предполагает обязательность применения деятельностного подхода, использования современных методик обучения и максимальную персонализацию образовательного процесса. Интеграция планшета в учебный процесс требует определенной подготовки со стороны учителя. Чтобы успешно пользоваться любым инструментом, нужно этому учиться. Интенсивность использования устройства определяется прежде всего принципом «не навреди» и здравым смыслом педагога-профессионала.