Выберите свой город

8 (804) 333-79-31 (бесплатно по России)

Нужны ли школьникам планшеты. О мифах и здравом смысле

20/06/2016

Се­год­ня как сто­рон­ни­ки, так и про­тив­ни­ки ак­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния сов­ре­мен­ных тех­но­ло­гий в об­ра­зо­ва­нии при­во­дят са­мые раз­лич­ные до­во­ды, что­бы убе­дить оп­по­нен­тов. На од­ном по­лю­се — убеж­ден­ность, что сов­ре­мен­ные тех­ни­чес­кие средс­тва шко­лам ни­че­го, по боль­шо­му сче­ту, не да­ют, а сто­ят очень до­ро­го. На дру­гом — ис­крен­няя ве­ра в то, что имен­но тех­но­ло­гии смо­гут прин­ци­пи­аль­но из­ме­нить об­ра­зо­ва­ние. Да­вай­те рас­смот­рим не­ко­то­рые ар­гу­мен­ты обе­их сто­рон.

Ар­гу­мент 1

Ис­поль­зо­ва­ние план­ше­тов вре­дит здо­ровью

Суть проб­ле­мы ско­рее не в том, что ис­поль­зо­ва­ние план­ше­тов по оп­ре­де­ле­нию вре­дит здо­ровью, а в том, воз­мож­но ли так ор­га­ни­зо­вать ра­бо­ту с план­ше­та­ми, что­бы это не ска­за­лось на са­мо­чувс­твии де­тей. И от­вет на этот воп­рос есть.

02 ян­ва­ря 2016 го­да всту­пи­ло в си­лу Пос­та­нов­ле­ние Глав­но­го го­су­дарс­твен­но­го са­ни­тар­но­го вра­ча РФ от 24 де­каб­ря 2015 го­да № 81 «О вне­се­нии из­ме­не­ний № 3 в Сан­ПиН 2.4.2.2821–10 «Са­ни­тар­но-эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие тре­бо­ва­ния к ус­ло­ви­ям и ор­га­ни­за­ции обу­че­ния, со­дер­жа­ния в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях».

В свя­зи с тем, что сов­ре­мен­ные элек­трон­ные средс­тва обу­че­ния (та­кие как компь­юте­ры и план­ше­ты) ста­ли го­раз­до бе­зо­пас­нее, раз­ре­ше­но зна­чи­тель­но уве­ли­чить про­дол­жи­тель­ность их неп­ре­рыв­но­го ис­поль­зо­ва­ния на уро­ках. Те­перь уча­щи­еся 1–2‑х клас­сов мо­гут поль­зо­вать­ся та­ки­ми ус­трой­ства­ми на уро­ке до 20 ми­нут, 3–4‑х клас­сов — до 25 ми­нут, 5–6‑х клас­сов — до 30 ми­нут, 7–11‑х клас­сов — до 35 ми­нут.

Ар­гу­мент 2

У де­тей в на­чаль­ной шко­ле из-за ис­поль­зо­ва­ния план­ше­тов и компь­юте­ров не раз­ви­ва­ет­ся мел­кая мо­то­ри­ка

Лю­ди, при­во­дя­щие этот ар­гу­мент, из­на­чаль­но ис­хо­дят из то­го, что са­мо на­ли­чие план­ше­тов в шко­ле пред­по­ла­га­ет неп­ре­рыв­ное их при­ме­не­ние на всех уро­ках с ут­ра до ве­че­ра, что по оп­ре­де­ле­нию не­воз­мож­но. Ис­поль­зо­ва­ние этих ус­трой­ств рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся преж­де все­го Сан­Пи­На­ми, о чем мы го­во­ри­ли вы­ше, и здра­вым смыс­лом пе­да­го­гов, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют спо­со­бы и инс­тру­мен­ты для дос­ти­же­ния уче­ни­ка­ми учеб­ных це­лей. К то­му же, сов­ре­мен­ные ди­дак­ти­чес­кие тре­бо­ва­ния к ор­га­ни­за­ции уро­ка пред­по­ла­га­ют обя­за­тель­ную сме­ну ви­дов де­ятель­нос­ти. В этом слу­чае ра­бо­та с план­ше­та­ми ста­но­вит­ся прос­то од­ним из эле­мен­тов за­ня­тия, ко­то­рый мо­жет ес­тес­твен­ным об­ра­зом со­че­тать­ся с ри­со­ва­ни­ем, ап­пли­ка­ци­ей, леп­кой — нап­ри­мер, вы­леп­лен­ные пер­со­на­жи сказ­ки мо­гут стать ге­ро­ями муль­тфиль­ма, сде­лан­но­го на план­ше­те.

Ар­гу­мент 3

План­ше­ты толь­ко от­вле­ка­ют уче­ни­ков от ра­бо­ты

Ко­неч­но, план­шет мо­жет стать очень силь­ным от­вле­ка­ющим фак­то­ром, осо­бен­но ког­да он впер­вые по­па­да­ет в ру­ки ре­бен­ка. Но та­ким же фак­то­ром мо­жет стать «Мор­ской бой», «Крес­ти­ки-но­ли­ки», со­сед по пар­те или шум за ок­ном. Ес­ли уче­ни­ку не ин­те­рес­но на за­ня­тии, ес­ли учи­тель не смог его вов­лечь в про­цесс, план­шет бу­дет толь­ко от­вле­кать. Но от­сутс­твие план­ше­та в этой си­ту­ации не спа­сет урок. В то же вре­мя на­ли­чие та­ко­го инс­тру­мен­та мо­жет по­мочь ор­га­ни­зо­вать про­цесс обу­че­ния по-дру­го­му, за­мо­ти­ви­ро­вать уче­ни­ка.

Ар­гу­мент 4

Ис­поль­зо­ва­ние план­ше­тов в клас­се не­из­беж­но ве­дет к улуч­ше­нию ака­де­ми­чес­ких ре­зуль­та­тов

Сов­ре­мен­ные план­ше­ты — уди­ви­тель­ные инс­тру­мен­ты с за­ме­ча­тель­ным фун­кци­она­лом, с ог­ром­ным ко­ли­чес­твом об­ра­зо­ва­тель­ных при­ло­же­ний, дос­туп­ных для заг­руз­ки. Все это поз­во­ля­ет очень мно­гое по­ме­нять в ор­га­ни­за­ции и про­ве­де­нии за­ня­тий. Но, тем не ме­нее, это все-та­ки инс­тру­мент, и сам по се­бе он нав­ряд ли мо­жет пе­рес­тро­ить учеб­ный про­цесс. Так же, как и рань­ше, очень мно­гое за­ви­сит от учи­те­ля, от его ква­ли­фи­ка­ции, уме­ния гра­мот­но пла­ни­ро­вать, при­ни­мая во вни­ма­ние име­ющи­еся в рас­по­ря­же­нии средс­тва, ре­сур­сы и ме­то­ди­ки.

Бо­лее то­го, в си­ту­ации, ког­да пе­да­го­ги ра­бо­та­ют «по-ста­ро­му», ког­да кро­ме фрон­таль­ной ра­бо­ты на уро­ке ни­че­го нет, а учи­тель не пы­та­ет­ся ор­га­ни­зо­вать са­мос­то­ятель­ную де­ятель­ность уча­щих­ся и по­мочь им на­учить­ся конс­тру­иро­вать собс­твен­ные зна­ния, план­ше­ты поп­рос­ту не­умес­тны, и по­пыт­ка ис­поль­зо­вать их ни к че­му не при­ве­дет.

Сов­ре­мен­ный план­шет — это инс­тру­мент для ре­али­за­ции прин­ци­пов но­вой пе­да­го­ги­ки, ко­то­рая, в час­тнос­ти, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ность при­ме­не­ния деятель­нос­тно­го под­хо­да, ис­поль­зо­ва­ния сов­ре­мен­ных ме­то­дик обу­че­ния и мак­си­маль­ную пер­со­на­ли­за­цию об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са. Ин­тег­ра­ция план­ше­та в учеб­ный про­цесс тре­бу­ет оп­ре­де­лен­ной под­го­тов­ки со сто­ро­ны учи­те­ля. Что­бы ус­пеш­но поль­зо­вать­ся лю­бым инс­тру­мен­том, нуж­но это­му учить­ся. Ин­тен­сив­ность ис­поль­зо­ва­ния ус­трой­ства оп­ре­де­ля­ет­ся преж­де все­го прин­ци­пом «не нав­ре­ди» и здра­вым смыс­лом пе­да­го­га-про­фес­си­она­ла.

©Оригинал статьи