05/12/2013
Кандидаты на руководящую должность должны ответить на вопросы в виде тестовых и кейсовых задач, предварительно ознакомившись с предлагаемым списком литературы из шестидесяти двух наименований - от нового Федерального закона “Об образовании” до “Великой дидактики” Яна Коменского. Такую же процедуру проходят уже действующие руководители образовательных учреждений в рамках аттестации на соответствие занимаемой должности.
Предполагается, что будущие руководители умеют сопоставлять “приоритеты развития государственной образовательной политики и реальной образовательной практики с особенностями развития столичного региона”, сочетают свободное ориентирование в вопросах правового регулирования с умением применять правовые знания для принятия управленческих решений. Тестовые задания определяют также готовность руководителей к “реализации современных моделей финансирования школьного образования, новых подходов к оплате труда педагогов, компетентности руководителя в современных педагогических технологиях”. Менеджерские качества потенциальных руководителей выявляются заданиями из направления делового администрирования.
Алексей Рытов считает, что конкурсные требования к руководителям образовательных учреждений Москвы видоизменились в соответствии с политикой государства по усилению прозрачности образовательного процесса. За 2012-2013 учебный год 322 руководителя прошли квалификационное испытание. Как оказалось, наибольшие затруднения у директоров вызывают кейсовые (ситуационные) задания. Сдавать экзамен директорам сложно чисто психологически - не каждый руководитель, будучи даже высококвалифицированным и опытным, готов к подобным испытаниям. Но если директор готовится к экзамену, он его обязательно сдаст, заключил Алексей Рытов.
По мнению директора ГБОУ СОШ №886 г. Москвы Наталии Красавиной, процедура аттестации директоров схожа с процедурой сдачи единого государственного экзамена: “Из предлагаемого списка литературы нужно найти ответы на 250 вопросов. При этом критерии оценивания тестов неизвестны. Чтобы набрать проходной балл (75-100), директора вынуждены пользоваться шпаргалками, т.к. запомнить цитаты и ссылки на все правовые акты просто нереально. Какие вопросы выпадут при тестировании и из какого раздела их будет больше - никто не знает. В то же время, если будущий руководитель хорошо выучил законодательную базу, это еще не значит, что он сможет правильно ее применить на практике. Я знаю директоров, которые успешно руководят школами, но тестирование прошли на грани минимального уровня, а некоторым пришлось отложить до следующего года”, - рассказала она.
По словам Красавиной, решение кейсовых задач в форме теста заранее обрекает директоров на неудачу, так как тест не дает возможности руководителю объяснить свою позицию выбора. Надо отметить, что перед экзаменом попробовать свои силы руководители могут в демоверсиях, а вот пересдать экзамен можно лишь на следующий год.