16/10/2012
Одеть в форму отечественных учителей рекомендует уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Данную инициативу уже поддержал Дмитрий Медведев. По мнению сторонников нововведения, форма принесет пользу школе. Многие учителя при этом считают, что такая мера еще больше унизит российского педагога.
«Обсуждается идея введения формы для госслужащих, врачей, учителей. По примеру Российской империи. Для повышения дисциплины вещь полезная», – сообщил недавно на своей страничке в Интернете Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.
По мнению Астахова, форма – дисциплинирующий и сдерживающий фактор, способный поднять статус учителя. Официальная форма совершенно необходима при работе с трудными детьми, так как нападение на сотрудника при исполнении карается. При этом практически все госслужбы имеют сегодня форму: Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росрыболовство и другие. Этот опыт следует перенести и на учительскую среду, считает Астахов. Он полагает, что его идею поддержат не только власти, но и сами педагоги.
«Неоднократно ко мне во время инспекций подходили учителя, воспитатели, руководители детских учреждений с предложением вернуть единую форму», – пишет Павел Астахов.
Определенный опыт по внедрению формы уже есть. Ее используют среди уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях. Они приняли за основу единый стиль в одежде: строгий темный костюм и эмблема структуры.
«Экспериментальная корпоративная форма уже используется уполномоченными при проведении официальных мероприятий, собраний, съездов, инспекций. Отзывы положительные. Взрослым и детям нравится, а сотрудников дисциплинирует», – уточняет Астахов.
По мнению уполномоченного по правам ребенка, предложение о введении единой формы для учителей поддерживают на федеральном уровне, а значит, у эксперимента есть реальное будущее.
«Весной 2011 года демонстрировал образцы и фото сотрудников в форме президенту Медведеву. Ему очень понравилось. Одобрил. Если эксперимент пройдет удачно, отзывы будут положительные – будем утверждать уже с детализацией: со знаками отличия, рангами, разрядами», – написал в своем блоге Павел Астахов. За счет каких средств планируется оплачивать приобретение формы для учителей, пока неизвестно, сообщили 161.ru в пресс-центре уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Возможно, средства на закупки выделят из бюджета, а может, инициативу уполномоченного учителя будут оплачивать сами – из своей и без того небольшой зарплаты.
Также остается неясным, изменится ли статус учителя. Ведь сейчас педагоги не являются государственными служащими со всеми вытекающими из этого последствиями в виде дополнительных льгот и преимуществ.
Психологи считают, что форма, как всегда, не изменит содержания, поэтому инициатива в случае ее реализации не принесет школе практической пользы. «С точки зрения психологии, введение формы не скажется на климате в школе. Отношение учеников к преподавателю формой не изменишь. Начинать нужно с личности учителей, работать над его отношением к работе, а значит и платить достойную зарплату. Если учителя в школе будут правильно подготовлены и с хорошей зарплатой, строгий дресс-код появится сам по себе. А для правильного отношения учеников этого больше чем достаточно», – прокомментировала ситуацию частный психолог Екатерина Криченко.
Многие учителя также не видят во введении формы чего-то полезного.
«Учителя сами по себе – очень дисциплинированные люди, они хорошо знают меру в длине юбки и глубине декольте. Я говорю о настоящих педагогах, которые проработали в школе не один год. А введение формы унизит учителя еще больше. Приходя на разные уроки, дети будут видеть одного и того же чеховского человека в футляре, а не личность. Ведь преподаватель русского и математики – это два разных человека, и одежда помогает это выразить. Здесь сравнения с государственными структурами, где носят форму, неуместно», – делится своим мнением учитель русского языка и литературы Лариса Федотикова.
11 июля 2012 г.
Екатерина ФОКИНА, специально для Diplom.161.ru