Выберите свой город

8 (812) 213-10-10 (бесплатно по России)

Информационная безопасность образовательной организации

07/09/2021

интернет.JPG

Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

  • ·         доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);

  • ·         целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);

  • ·         конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

Основные угрозы информационной безопасности

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства - принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные.
Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным воздействиям, случайным и преднамеренным, на всех этапах цикла жизни системы.
Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
  • ·        аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;

    ·        отказы и сбои аппаратуры;

    ·        ошибки в программном обеспечении;

    ·        ошибки в работе персонала;

    ·        помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

Причины преднамеренного воздействия – это целенаправленные действия нарушителя (служащий, посетитель, конкурент, наемник):
  • ·        недовольство служащего своей карьерой;

    ·        взятка;

    ·        любопытство;

    ·        конкурентная борьба;

    ·        стремлением самоутвердиться любой ценой и т.д.


Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ.
Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

Через человека:
  • ·        хищение носителей информации;
  • ·        чтение информации с экрана или клавиатуры;

    ·        чтение информации из распечатки.


Через программу:
  • ·        перехват паролей;

    ·        дешифровка зашифрованной информации;

    ·        копирование информации с носителя.

Через аппаратуру:
  • ·        подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;

    ·        перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.


Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.
Формирование режима информационной безопасности - проблема комплексная.

Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:


ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ:

Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
1. Ст. 16 ФЗ №149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях по защите информации» .
В соответствии с данной статьей защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер. Меры должны быть направлены на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
2. ФЗ №436 от 29.12.2010 (ред. от 28.07.2012) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. А также в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» образовательные учреждения обязаны ограничивать доступ учащихся к ресурсам сети Интернет, пропагандирующим насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
3. Ст. 9 ФЗ № 149, п. 5 гласит "Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности, подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению такой информации.
Такая обязанность возлагается ТК РФ, гл. 14 ст. ст. 90 «Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника». Для развития данных положений в РФ принят ФЗ № 152 «О персональных данных», вступивший в силу с 01.01.2008 г. Его основной целью является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Морально-этический.

Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
Система морально-этических ценностей имеет особое значение в сфере образования. Она служит основой для выработки комплекса мер, направленных на защиту детей и подростков от информации этически некорректного, травмирующего, противозаконного характера. Защита детей от пропаганды основывается на законе «О защите прав ребенка». Этим актом определяются права детей на защиту от информации, которая может стать причиной моральной травмы.
В рамках мер по обеспечению ИБ создаются перечни источников (программ, документов и т. д.) способных травмировать детскую психику. В результате принимаемых мер должен предотвращаться доступ таких источников на территорию образовательного учреждения.


Административный.

Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации.
Система административно-организационных мер строится на базе внутренних регламентов и правил организации, которыми регламентируется порядок обращения с информацией и ее носителями. В том числе должны быть разработаны:
  • ·        должностные инструкции;

    ·        внутренние методики по ИБ;

    ·        перечни не подлежащих передаче данных;

    ·        регламент взаимодействия с уполномоченными гос. органами по запросам о предоставлении информации и т. д.


Физический.

К числу физических мер относятся:
  • ·        реализация пропускной системы для доступа в помещения, в которых находятся носители данных;

    ·        создание системы контроля и управления доступом;

    ·        определение уровней допуска;

    ·        создание правил обязательного регулярного копирования критически важных данных на жесткие диски ПК, не подключенных к интернету.


Также среди физических мер можно назвать правила по созданию паролей и их периодической замене.


Аппаратно-программный

Это электронные устройства и специальные программы защиты информации. Он  включает в себя следующие, принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
  • ·        Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)

    ·        Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.

    ·        Установлены соответствующие пароли на персональные ЭВМ

    ·        Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.


Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.
Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

 Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем.
В организационном плане по обеспечению информационной безопасности в образовательном учреждении, должен выполняться ряд мер:
  • ·        установка только лицензионного программного обеспечения,

    ·        подключение к системе контентной фильтрации;

    ·        установка антивирусных программ,

    ·        установка и настройка программ-фильтров, брандмауэров.


К организационным внутришкольным мероприятиям относятся:
  • ·        разработка и реализация правил Интернет-безопасности, с привлечением заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета,

    ·        организация работы детей в Интернет по расписанию с ограничением по времени под наблюдением педагогических работников,

    ·        регулярная проверка принимаемых мер в области Интернет безопасности в ОУ

     

Для организации профилактических мер в образовательном учреждении необходимо проводить аттестацию АРМ и информационных систем, т.е. проводить оценку соответствия систем защиты информации требованиям безопасности.
Проводить мониторинг, диагностику проблем по Интернет-безопасности среди детей и родителей.

Не пропустите следующую новость!

Вступайте в клуб клиентов нашей компании и 2 раза в месяц получайте экспертные статьи, приглашения на мероприятия, полезные бизнес-советы и выгодные акции!

*