24/04/2024
С 1 сентября 2024 года в школьные расписания будет внедрен обновленный предмет «Труд (технология)», который придет на смену действующему школьному уроку «Технология». Это нововведение затронет учащихся начальной и основной школы, предлагая им не только традиционные занятия по работе с разными материалами, но и введение в компьютерные науки, робототехнику, 3D-моделирование и создание беспилотников.
Уроки труда будут организованы для учеников 1-4 классов раз в неделю, а для школьников 5-9 классов предусмотрено два часа занятий в неделю для 5-7 классов и один час для 8-9 классов.
Основные отличия и ценности новой учебной программы заключаются в следующем:
Обновленный предмет, помогает в формировании у подрастающего поколения уважения к труду и освоении востребованных навыков. Программа курса будет написана с учетом специфики и потребностей региона, что делает ее особенно актуальной и полезной для будущего профессионального развития учащихся.
На уроках труда для учащихся с 1 по 4 классы будут представлены следующие ключевые области знаний и навыков. Для начальной школы предусмотрено 272 учебных часа.
На уроках труда для учеников 5-9 классов вводятся специализированные модули, разделяющиеся на основные и дополнительные по выбору. По времени в пятом, шестом и седьмом классах выделено по 68 часов в год или 2 часа в неделю.
В восьмом и девятом классах назначено по 34 часа в год или 1 час в неделю.
Основные модули охватывают:
Дополнительные модули включают:
Минпросвещения планирует регулярно обновлять перечень дополнительных модулей, адаптируя его под социально-экономические нужды региона. Среди возможных будущих направлений:
Модули по выбору для уроков труда будут определяться каждой отдельной школой самостоятельно. Этот выбор будет основан на трех критериях:
Этот подход позволяет адаптировать образовательную программу к реальным потребностям рынка труда в конкретном регионе и предоставляет учащимся возможность более глубоко изучить востребованные профессии, такие как современное животноводство или растениеводство, в зависимости от экономической специализации их местности
Что касается формирования подгрупп на уроках труда, то в новой программе не предусматривается строгое разделение учащихся по половому признаку, как это было в советской системе образования. Вместо этого, формирование групп для изучения тех или иных модулей будет происходить с учетом интересов и предпочтений самих учеников и их родителей, что поддерживает индивидуальный подход и равные возможности для обучения независимо от пола.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отмечает, что такой подход к урокам труда демонстрирует, как можно адаптировать опыт советской школы к современным условиям и потребностям общества. Он направлен на воспитание ценности труда и развитие практических навыков среди учащихся, включая элементы профориентации.
Программы обучения составляются с учетом востребованных профессий в регионе, включая сельскохозяйственные технологии, чтобы предложить учащимся актуальные образовательные модули.
Также министр упомянул о том, что школьникам с раннего возраста необходимо приучаться к труду, формируя у себя трудовые ценности и понимание жизненно необходимых компетенций. Это включает освоение новых технологий, которые сегодня важны для обеспечения технологического суверенитета страны.