30/05/2024
Жизнь и социализация в ней требуют от нас высокого уровня коммуникации. Публичные выступления, такие как семинары, тренинги, вебинары, лекции и дискуссии, становятся важными способами передачи информации. Для успешной карьеры выпускнику необходимо уметь четко выражать свои мысли, убеждать других, вести диалоги и обосновывать свою точку зрения.
Но современным школьникам часто не хватает интереса к чтению, они предпочитают виртуальное общение и редко видят примеры грамотной речи вокруг себя. Учителя сталкиваются с тем, что учащиеся, обладая хорошими теоретическими знаниями, не могут применить их на практике: защитить доклад или рассказать о себе и это мешает многим из них в достижении жизненных целей.
Для таких ситуаций реализованы специальные упражнения, которые помогают решить проблему неуверенной коммуникации.
Развитие навыков публичного выступления требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и формы обучения. Самыми действенными считаются практические занятия, дискуссии, лекции и семинары.
Коммуникативные навыки следует развивать на разных типах уроков. Подготовка к публичным выступлениям чаще всего проходит на уроках развития речи.
В рамках программы по русскому языку, раздел «Русская речь» включает систему, направленную на знакомство школьников с основами риторики, стилями и структурой текста. На уроках развития речи учащиеся изучают требования к публичным выступлениям, учатся формулировать цели, подбирать материалы и аргументы, совершенствовать язык, отвечать на вопросы и анализировать выступления своих одноклассников. В процессе написания творческих работ школьники расширяют словарный запас и развивают навыки редактирования. Конечным результатом становится создание собственного текста на заданную тему
Развитие словарного запаса
Для формирования навыков публичного выступления важно уделять внимание развитию связной речи. Эффективным методом здесь является работа над расширением словарного запаса. В течение всего школьного обучения ученики обогащают свой словарный запас через объяснение значений новых слов, толкование лексического значения словарных слов, их использование в речи, а также работу со словарями и энциклопедиями.
Анализ текстов
Анализ текстов помогает понять, как строится высказывание и какие языковые средства используются для решения коммуникативных задач. Знание принципов построения текста помогает ученикам лучше структурировать свои выступления.
Типовые задания для комплексного анализа текста, направленные на развитие речевых навыков описаны ниже.
Групповая работа
Работа в группах способствует активизации речевой деятельности школьников на уроках. В процессе групповой работы учащиеся развивают коммуникативные навыки, учатся договариваться, распределять обязанности и роли, объединять усилия для достижения общего результата и представлять итоги своей работы. Групповая поддержка помогает преодолеть страх публичных выступлений и придает уверенность.
Дискуссия
Самый эффективный метод развития речевой культуры школьников по мнению ряда специалистов является дискуссия. Во время обсуждений различных точек зрения учащиеся развивают свои коммуникативные навыки. Они учатся формулировать свои мысли, аргументировать свои позиции и уважать мнения других.
Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет решить множество задач одновременно. Работая над проектом, школьники занимаются исследовательской работой и учатся самостоятельно искать информацию. Они развивают свои коммуникативные навыки, сотрудничая с одноклассниками в группе и подготавливая проект. Итоги своей работы они представляют в виде устного выступления.
Подготовка к публичным выступлениям
Навыки публичной речи развиваются через подготовку сообщений и докладов. На уроках, посвященных новым знаниям, это могут быть сообщения о лингвистах, языковых явлениях, например, происхождении фразеологизмов или использовании диалектных слов в литературе.
Начинать такую работу стоит с составления рабочих планов выступлений, которые помогут при подготовке и самом выступлении.
Во время выступлений весь класс активно участвует: одноклассники оценивают выступление, комментируют его и обосновывают свои мнения.
Формирование навыков публичного выступления требует выполнения различных упражнений. Мы перечислим основные из них.
Упражнение на совершенствование произношения
Упражнение на развитие темпа речи
Упражнение на соблюдение норм речи
Упражнение на умение начинать и заканчивать выступление
Упражнение на отработку требований к публичному выступлению
СОВЕТЫ ВЫСТУПАЮЩЕМУ | ТРЕБОВАНИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ |
Изъясняйся простым и понятным языком | Начинай уверенно и решительно |
Хорошо продумывай и планируй своё выступление | Включай элементы драматизма |
Убеждай логикой и аргументами, а не громкостью голоса | Сохраняй сдержанную эмоциональность |
Старайся понять и учитывать аудиторию | Будь краток и лаконичен |
Фокусируйся только на самых важных аспектах | Делай выступление диалогичным |
Проявляй искренний интерес к теме выступления | Используй разговорный стиль |
Обращай особое внимание на вступление и заключение | Устанавливай и поддерживай контакт с аудиторией |
Задавай риторические вопросы | Передавай основную мысль ясно и понятно |
Заверши выступление решительно и убедительно |
Упражнение на определение публичных выступлений при работе в группе
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
Участники групп оценивают свои ответы и сравнивают их с ответами других групп, обсуждая и обосновывая свои решения.
Если вы не слышали о тренажере для публичных выступлений в виртуальной реальности, то можете быть уверены, что он поможет вам уверенно выступать перед любой аудиторией. Наденьте VR-очки и практикуйтесь в реалистичных условиях, где можете отточить свои навыки и получить обратную связь. Давайте перечислим преимущества этого инструмента.
Пользователь оказывается на виртуальной сцене перед аудиторией виртуальных зрителей. Он может загрузить свою презентацию на экран и менять слайды по ходу выступления.
Для начала нужно включить микрофон и начать говорить. Система в реальном времени распознает речь и анализирует её по критериям качественного выступления, включая зрительный контакт с аудиторией.
Виртуальные зрители реагируют на выступление в зависимости от его качества – от негативной реакции до положительной.
Во время выступления могут возникать различные отвлекающие факторы, такие как звонки телефона или неполадки с микрофоном.
После завершения выступления зрители либо аплодируют, либо выражают недовольство, в зависимости от общей оценки.
Пользователь может посмотреть статистику своего выступления, включая анализ словарного запаса, распределение внимания и другие характеристики.
Программа тренажера была разработана с участием экспертов по публичным выступлениям. Исследования показали, что использование виртуальной реальности снижает уровень тревоги и негативную самооценку при публичных выступлениях.
Есть вопрос по работе тренажера?
Мы готовы на него ответить и рассказать о нем еще больше.
Методы обучения русскому языку, направленные на развитие навыков публичных выступлений, пока находятся в стадии разработки. Из-за того, что в учебной программе мало времени уделяется развитию речи, нужно искать дополнительные способы обучения.
Лучше всего было бы интегрировать развитие речевых навыков в каждый урок, совмещая его с изучением новых тем. Только систематический подход и использование различных методов помогут школьникам научиться уверенно выступать публично.